И не только в fashion — индустрии. Сегодня хочу познакомить вас с одним из известных российских дизайнеров, чей бизнес связан напрямую с потребителями, а не с заказчиками — производителями. Часовых дел мастером Максимом Назаровым. Лично я познакомилась с Максимом год назад через его блог, который регулярно читаю с тех пор. И вам советую, поскольку в нем Максим очень интересно рассказывает о том, как устроена отрасль по производству часов и часовых аксессуаров, с какими трудностями приходится сталкиваться дизайнерам, как строится сотрудничество старейших часовых домов Швейцарии. Чувствуется, что автор знает, понимает и очень любит предмет, о котором пишет.
Основатель часовой марки Maxim Nazarov начал бизнес в 2000 году. Практически «с нуля» создал свое дело в дизайне, и за последние несколько лет вывел бренд на мировой уровень. Как ему это удалось и что нужно для успеха в дизайнерском бизнесе?
1. Как вы считаете, можно ли построить бизнес на дизайне в России?
Бизнес на дизайне естественным образом связан с промышленным производством, так как целью этой сферы деятельности является определение формального качества промышленного изделия. Эти качества включают и внешние черты продукта, но главным образом, те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают его в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя.
На сегодняшний день в геоэкономическом отношении Россия вряд ли может считаться великой промышленной державой. Для такой большой страны, как Российская Федерация, Москвы и С.Петербурга недостаточно, чтобы вывести другие российские регионы на глобальный рынок в качестве значимых узлов в системе товарных, финансовых, технологических и культурных обменов. Успешность развития России сегодня напрямую зависит от успешности ее регионального развития.
Вопрос о бизнесе в дизайне я вижу только как использование интеллектуального потенциала для иностранных производственных компаний.
2. Ваш опыт развития своего дела в дизайне — это скорее уникальная история?
Соглашусь, что моя история началась не с дизайна, а с сильного эмоционального подъема, страсти в выбранном направлении деятельности. Мое убеждение, что только такое начало может привести к успеху. Как сказал Ален Зильберштайн: «Настоящее счастье — когда страсть является профессией». Дизайн как деятельность не является конечным процессом. Продукт творчества дизайнера еще нужно сделать. И в моей истории удалось создать законченный продукт в высокотехнологичной сфере, такой, какой является часовое производство. В этом и есть моя уникальная история.
3. С чего начался ваш бизнес?
С отсутствия сомнения его начинать.
4. Какие этапы в развитии своего дела вы считаете переломными?
• Определение концепции марки
• Создание первых готовых часов
• Определение стоимости продукта
• Выход на международный рынок
• Инвестиции в развитие
5. Какие люди помогли вам в трудные моменты? Были ли у вас «бизнес-ангелы» на пути развития своего дела?
«Бизнес-ангелы» часто слетаются, чтобы послушать увлекательную историю о часах, и некоторые из них остаются дослушать эту историю до конца.
6. Инвестиции в дизайн — вас инвестируют или вы развиваетесь, основываясь на собственных средствах?
Инвестиции являются неотъемлемой составной частью всей современной экономики.
7. Производство и сборка компонентов — что-то на аутсорсинге, а остальное — создано вашими руками?
Семь лет я изучал часовое дело в цехах часового завода Полет и много технологических операций делал сам. Сейчас, когда у меня в ателье работает профессиональная команда, моим достоинством является то, что я могу говорить с ними на одном языке и контролировать производственные процессы.
8. Каких целей вы хотите достичь в ближайшей перспективе?
Ближайшие 300 лет радовать часовыми новинками все большее число поклонников марки, развивая новые производственные и бизнес возможности.
9. Вы считаете себя успешным предпринимателем? Удовлетворены ли вы показателями роста своего бизнеса?
В кризис сильно пострадали часовые и ювелирные компании. В Швейцарии обанкротился ряд крупных часовых предприятий. И только за то, что в кризис мне удалось сохранить свой молодой бизнес, могу считать себя успешным предпринимателем. Когда появляется удовлетворенность от показателей, пропадает кураж и динамика развития. Хочу быть довольным ростом бизнеса в свои 80 лет.
10. Объем продаж и доля на часовом рынке luxury в России?
Думаю очень рано говорить о доле, у меня, несомненно, есть своя ниша, клиенты и продажи. Но я однозначно не крупный игрок на рынке.
11. Часовое ателье в России и зарубежом — каковы отличия? Чего вам не хватает и хотелось бы сделать «как у них»? Или, наоборот, «у нас» — лучше?
В организации производственных процессов мое ателье похоже на швейцарских коллег. Но нет предела совершенству. Конечно, я хотел бы приобрести новые современные 5-ти осевые фрезерные станки или, например, токарные автоматы продольного точения.
12. Каковы ваши планы по развитию нового ассортимента?
Если мы говорим о принципиально новой форме часов, то она появятся с новым готовым механизмом, над которым я заканчиваю работу. А вообще, ассортимент у меня меняется ежемесячно, так как произвожу уникальные мелкие серии. В декабре выпускаю новую коллекцию в золоте.
13. Вдохновение — расскажите немного о творческой кухне, как рождаются идеи новых моделей?
Посмотрите ссылку (есть титры на русском) мне очень близок двадцатиминутный монолог Элизабет Гилберт. Подписываюсь под всеми словами.
14. Творческий процесс — вы работаете один или у вас есть команда, которая помогает вам?
В своем творчестве я один. Я так привык, помощники мне даже мешают. Другое дело, что со мной работают люди, у которых есть производственные задачи, которые они решают с творческим подходом.
15. Как развивается международная известность вашего дизайна? Где вы представлены зарубежом? Выставки, бутики, etc.
История за рубежом началась сразу после участия на часовом салоне в Швейцарии в 2001 году. В этот же год появились первые статьи в Лондоне, Токио, Берлине, Женеве и т.д. На последнем Millionaire Fair меня приятно удивили коллеги-часовщики из Швейцарии и Голландии, которые знают часы «Maxim Nazarov».
16. Можно ли сказать, что «Максим Назаров» — это бренд? Планируете ли вы его развитие?
В часовых кругах и на часовом рынке «Максим Назаров» это бренд. Мои часы хорошо знают, узнают и понимают «о чем они». Но в массовом сознании, еще нет. Бренд создается годами и с большими рекламными бюджетами.
17. Есть ли у вас «формула успеха» или правила, на которые вы ориентируетесь в бизнесе?
Мой девиз: «Придумал-сделал!» Не бойтесь начинать и продолжать свое дело. Просто делайте. Делайте часть своей работы, чтобы ни происходило.
18. Какой совет вы могли бы дать начинающим дизайнерам-предпринимателям?
Будьте настойчивыми!
Краткая биография Максима:
Максим Назаров — дизайнер, архитектор, художник. Родился в 1973 г. в Воронеже (Россия).
После окончания факультета «дизайн» Академии искусств Белоруссии переехал в Москву, где с успехом реализовал ряд проектов в рамках контрактов с Мэрией Москвы, несколькими банками, телеканалами и развлекательными центрами.
2000 г. дебютирует в новой сфере — промышленный дизайн и производство часов и создает свою первую модель.
2001 г. исполняет заказ Московской Патриархии на производство коллекции часов «Патриарх».
2002 г. выпускает революционную коллекцию часов — NO.Y из стали и титана, воплотившее новое модное течение — интерес молодого поколения к советской эпохе.
2003 г. создает новую оригинальную модель Supremus №60, появившуюся под влиянием творчества художника-конструктивиста А. Айкина — одного из пионеров советского дизайна.
2005 г. Максим Назаров представляет свою яркую новинку Taiga лимитированной серией в 45 экземпляров. Кроме того, новыми оригинальными решениями дополнена популярная модель Supremus. Значительным событием в развитии часового бизнеса Максима Назарова станет презентация собственного механизма на BaselWorld 2006. Благодаря этому, у автора появится возможность наиболее полно реализовывать свои творческие идеи.
А тут расположен блог maxim_nazarov