Вот и до этой темы голова и руки дошли :).
Сегодня коротко напишу о самой, наверное, известной технике — мозговой атаке. Или мозговом штурме, или брейн-шторминге, кому как больше нравится.

Мозговая атака — техника коллективного генерирования идей. Была изобретена в 30е годы прошлого века Алексом Осборном, руководителем рекламного агентства. Прямая мозговая атака — это сбор максимального количества идей, селекцию которых производят специалисты-эксперты, как правило, в два этапа (рассуждения на тему и обсуждение родившихся идей). Процесс вполне себе четко структурированный.

По ходу генерации можно применять одну или сразу несколько приемов поиска идей:
Альтернативы
Использование концепций для генерации большого количества разнообразных идей. Часто мы не выходим за пределы очевидного. Используя предлагаемые приемы, мы развиваем наши идеи и концепции в значительно большем количестве направлений, чем обычно. Чем больше разных идей — тем больше хороших идей!
Фокусировка/Концентрация
Как и когда можно изменить фокус нашего мышления?
Как генерировать и использовать творческий список совпадений?
Как дисциплинировать мышление и сосредоточить его на поставленной задаче?
Вызов
Существующий способ делать дела и решать проблемы не обязательно самый лучший (скорее наоборот: обязательно не самый лучший). Вызов позволяет вырваться на свободу из пределов стереотипных способов работы. Вызов — не нападение или критика. Это готовность исследовать причины, почему мы что-то делаем так, а не иначе. И есть ли альтернативные способы делать это? Самый мощный инструмент — простое слово «Почему?»
Случайный стимул
Использование разнообразной информации (случайных стимулов) для развития идей и мышления в новых и неожиданных направлениях.
Провокация и движение
Умение осуществить провокативное заявление и использовать его для создания новых идей. Использование провокаций основано на природе нашего восприятия окружающего мира и ограничениях творческого потенциала. Методы провокации разработаны, чтобы бросить вызов этим ограничениям. Движение — новая умственная операция, которую мы можем использовать как альтернативу обыкновенному суждению. Это позволяет нам превратить провокативную идею в реалистичную и осуществимую.
Собирание и фиксация идей
При завершении сессии творческого мышления каждый выбирает идеи, которые считает реалистичными, подходящими для реализации и несущими определенную выгоду (прямую или косвенную).
Мы должны осознанно собирать также и идеи и концепции, которые менее развиты и кажутся на первый взгляд не такими отличными, как некоторые.
Обработка идей
Обрабатывать и развивать идеи следует в соответствии с поставленными требованиями.
Ваша цель — получить в результате обдумывания идеи, которые можно будет реализовать без промедлений дома или на рабочем месте.
В ходе мозговой атаки критика высказываемых предложений исключается. Содействие появлению и высказыванию максимального количества идей. Поощрение идей в виде смелых и необычных замыслов и свободных ассоциаций. Высказываемые замыслы и идеи комбинируются и улучшаются.
Мозговая атака особенно эффективна при обсуждении общей идеи, стратегии и концепции рекламы.
Есть еще обратная мозговая атака, целью которой является поиск недостатков в существующем продукте или задании.
Массовая мозговая атака позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей за счет участия в обсуждении нескольких активных групп. Групповая дискуссия имеет сильное психологическое насыщение.

Синектический штурм — модификация техники мозговой атаки, впервые предложена В.Дж.Гордоном.
Преимущественно дает возможность отыскать наиболее оригинальные решения, но не позволяет решать слишком специальные творческие задачи. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа, состоящая из представителей разных профессий и психотипов («синектика» — объединения разнородных элементов). Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения.
В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная.

  • При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее похожим аналогичным объектом в природе или технике. Например, для усовершенствования процесса окраски мебели применение прямой аналогии состоит в том, чтобы рассмотреть, как окрашены минералы, цветы, птицы и т. п. или как окрашивают бумагу, киноплёнки и т. п.
  • Символическая аналогия требует в парадоксальной форме сформулировать фразу, буквально в двух словах отражающую суть явления. Например, при решении задачи, связанной с мрамором, найдено словосочетание «радужное постоянство», так как отшлифованный мрамор (кроме белого) — весь в ярких узорах, напоминающих радугу, но все эти узоры постоянны.
  • При фантастической аналогии необходимо представить фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Например, хотелось бы, чтобы дорога существовала там, где её касаются колёса автомобиля.
  • Личная аналогия (эмпатия) позволяет представить себя тем предметом или частью предмета, о котором идёт речь в задаче. В примере с окраской мебели можно вообразить себя белой вороной, которая хочет окраситься. Или, если совершенствуется зубчатая передача, то представить себя шестерней, которая крутится вокруг своей оси, подставляя бока соседней шестерне. Нужно в буквальном смысле входить «в образ» этой шестерни, чтобы на себе почувствовать всё, что достаётся ей, и какие она испытывает неудобства или перегрузки. Что даёт такое перевоплощение? Оно значительно уменьшает инерцию мышления и позволяет рассматривать задачу с новой точки зрения.

Основные рекомендации при проведении мозгового штурма:

1. Найти оптимальное помещение и оборудование. Найдите место, где вы и остальные участники не будут потревожены как минимум на один или два часа, и убедитесь, что у вас есть достаточное количество цветных маркеров (ручек), большие листы бумаги, и место на стене для закрепления бумаги. Визуальная обратная связь имеет решающее значение.

2. Успокоить участников и установить правила. Уделите немного времени на «разогрев» участников. Если они новички в мозговом штурме, покажите им примеры «несуразных идей», которые сработали и расскажите о правилах мозгового штурма.

3. Сфокусироваться на теме мозгового штурма. Сфокусируйтесь на проблеме, попросив участников сформулировать ее 3 или 4 способами. Запишите утверждения в самом верху, так, что бы все видели. Хорошей подсказкой будет, если каждая формулировка будет начинаться с фразы «Как…». Формулируйте проблему аналогичными фразами, стараясь взглянуть на объект с разных сторон. Выберите один из вариантов в качестве вопроса для мозгового штурма.

4. Руководить процессом мозгового штурма четко в соответствии с правилами. Начинайте обсуждение, предложив несколько собственных идей, и как только идеи начнут поступать, записывайте их сверху вниз в порядке поступления, и вывешивайте листы так, что бы все видели. Напоминайте участникам следовать правилам. Старайтесь сохранить каждую идею максимально небольшим количеством слов (без потери смысла, конечно). Нумерация имеет большое значение для дальнейшего разбора и оценки развития обсуждения. Количество имеет первостепенное значение. Типичный мозговой штурм дает от 50 до 100 идей. Когда поток идей закончится, сделайте короткий перерыв и вернитесь назад для критического обсуждения всех созданных идей. Большинство идей будут просто вычеркнуты, как непрактичные, но остальные идеи могут удивительно разными путями послужить для решения проблемы.

5. Критически пересматривать результаты. Пересмотрите результаты, обсуждая и внимательно рассматривая то, что получилось.

Дополнительные правила для условия № 3: фактическая задача метода мозгового штурма заключается в следующем: все участники свободно предлагают решения обсуждаемого вопроса, никто не может прямо или косвенно относиться критически к чужой идее, каждый человек должен одобрять других насколько это возможно, каждый человек должен создавать или воодушевлять других на создание максимально возможного количества идей, независимо от их абсурдности. Скорость, количество, и непосредственность являются девизом этого процесса.

Четкое следование структуре пяти условий и вышеописанным правилам необходимо, что бы сломать неосознанные ограничения и предубеждения, которые присутствуют в нашем мышлении в обычной обстановке и позволить нам быть по-настоящему творческими. В большинстве случаев нет ничего плохого в наших предубеждениях, на самом деле они нужны нам для того, чтобы действовать рационально. Представьте себе, например, переосмысление поездок на работу каждое утро. Намного рациональнее делать это обычным способом, без лишних вопросов. Иногда, тем не менее, обычный способ перестает работать и должен быть оспорен со свежими мыслями и новым взглядом.

Как любая творческая активность, метод мозгового штурма не дает ни какой гарантии успеха. Под конец вы можете отвергнуть все 100% накопившихся идей. С другой стороны вы можете открыть для себя самые неожиданные решения вашей проблемы.