Сегодня попытаюсь рассказать о самой трудно вербализуемой технике. Об ОДИ. А ведь результаты этой технологии вокруг нас повсеместно. Именно эту технику использовали либеральные демократы в 90-х, когда строили модели будущего для России…

Организационно — деятельностная игра (ОДИ) – наиболее эффективный из известных методов организации и осуществления коллективной мыслительной работы.
Она была изобретена в 1979 году известным российским методологом и философом Георгием Петровичем Щедровицким. Изобретение оказалось «закрывающим» для семинарского этапа работыМосковского методологического кружка (ММК). Кружок первоначально ставил своими целями исследование деятельности и неразрывно связанного с ней мышления. ММК создавалась отечественная версия теории деятельности, отличная от психологической. Она широко использовала язык схем, поскольку, как выяснили входившие в кружок молодые ученые, мышление осуществляется не в текстах, но – в образах. Теория деятельности имела все шансы стать очередной кабинетной дисциплиной, но изобретение ОДИ изменило траекторию ее развития. Семинары сменились этапом организационно — деятельностных игр – реорганизующих общественно значимых мероприятий (в масштабах средних и крупных фирм, промышленных отраслей, министерств, городских районов, городов в целом, регионов, всего государства). В результате его осуществления теория открыла новые «измерения» для развития практики, а узкий поначалу кружок превратился в широкое методологическое движение, существующее и разрастающееся поныне.

Технология проведения ОДИ по сложности и труднопередаваемости граничит с искусством. Сложилось мнение, что эта технология транслируется не через текстовое описание, а через участие в Игре, т.е. через проживание. Участник ОДИ сам создает для себя необходимые знания в процессе игры и наблюдение за тем, как это делает кто-то другой. И его собственные мучения, напряжение, открытия имеют существенные отличия. В процессе ОДИ участник попадает в кризисы и выкарабкивается из них, натыкается на непонимание и невозможность донести свою мысль, и вынужден найти, открыть для себя новые выразительные средства и новые для себя способы общения. Как в хорошем спектакле возникает завязка, кульминация и разрешение конфликта. И по окончании Игры участник уносит с собой новые открытия и новые возможности. Как известно, можно забыть то, что ты услышал от других, но почти невозможно забыть то, что ты в муках создал сам. Драматургия ОДИ предполагает обязательное использование эффективных методов мышления. Разумеется, участники постоянно пытаются решить поставленные перед ними задачи привычным для них способом, стихийно бросаясь на задачу, и привычно беспорядочно ее обдумывая. Но сами правила заставляют упорядочивать свое мышление, замечать свои ошибки в процессе решения задач, совершенствовать саму деятельность по решению интеллектуальных задач.
Для основного контингента участников организационно — деятельностная игра (ОДИ) начинается с установки или установочного доклада организатора. Однако для самого организатора и его «штаба» игра уже идет: она началась задолго до установочного доклада и сама установка лишь отмечает переход от подготовительного этапа к основному, от замысла и проектирования к организационно-практической реализации. В ходе подготовки разработан основной массив методологического, организационного и игротехнического обеспечения игры. При этом осуществлен объем работ, соизмеримый по вкладу с основным этапом игры и в несколько раз превышающий его по времени. Анализ замысла и концепции игры, методическая и теоретическая проработка темы и проблемных узлов представлений, рабочего процесса, оргпроект, программа, планирование и игротехнический сценарий отдельных эпизодов и ситуаций — все это осталось за плечами у организатора и его «штаба», группы методистов и игротехников.
Такая интенсивная работа на подготовительном этапе вызвана, прежде всего, тем, что каждая ОДИ — уникальна. Ни одна ОДИ не повторяется; каждая игра создается один раз для анализа определенного круга проблем, конкретного тематического и мыследеятельного содержания, для неповторимой экземплифицированной ситуации. Для того, кто ни разу не принимал участия в ОДИ, все игры походят друг на друга. С точки зрения такого внешнего наблюдателя любая ОДИ предполагает наличие нескольких рабочих групп, в программе всегда обязательно присутствуют групповые, общие и рефлексивные занятия, устанавливается также порядок обсуждаемых тем. Однако же при таком способе рассмотрения «схватывается» лишь поверхностная организационная форма ОДИ — своего рода регламент мероприятия. При этом как методологические, теоретические и организационные основания игровой формы, так и оргпроект и программа игры, остаются не выявленными. Скрытым оказывается и игровой характер ОДИ. «Почему Вы называете это мероприятие игрой?» — спрашивает внешний наблюдатель, глядя на программу ОДИ, которую он прочитывает как регламент. «— Может быть лучше говорить о коллективном решении задач? Вы проводите тренинг, мозговой штурм…» И часто участники ОДИ говорят с заметной долей иронии: «Игра? Я никогда и нигде не работал так, как я работаю здесь».
С другой стороны, организаторы играют уже в ходе подготовительного этапа: они играют в силу того, что обязаны продумать ход и различные перипетии игры до ее начала. Они играют в силу того, что в своем мышлении и в мыслительной рефлексии должны проимитировать проблемную область и тематическое содержание предстоящей игры, проимитировать различные повороты сюжета и будущих рабочих процессов, возможные точки зрения и позиции участников, и в результате такого рода мыслительной имитации ответить, как должна строиться игра.
Методисты, игротехники и организаторы ОДИ играют друг с другом в мыследеятельные и позиционные «шахматы», разыгрывая возможные ходы, ситуации, позиции, стратегии. Такая игра по поводу возможных вариантов предстоящей игры ставит организаторов в особое положение: к моменту установочного доклада они, в отличие от других участников, уже включены в игру. Они играют — и «запуск» ОДИ, развертывание ее основного этапа осуществляется лишь постольку, поскольку играют сами организаторы. Втянуть в ОДИ других участников методистам и игротехникам удается настолько, насколько они сами включились в игру. Организаторы составляют своего рода эпицентр игры. В этом проявляется своеобразная закономерность игровых форм мыследеятельности (МД) (наши наблюдения за детскими играми показывают, что дети начинают играть в новую игру только в том случае, если воспитатель или экспериментатор, предложивший ее, играет сам и вместе с детьми).
Установочный доклад представляет собой переход от одного этапа игры к другому. Он «сворачивает» в себе результаты предваряющей игры методистов и игротехников, и намечает перспективные линии новой «большой» ОДИ. Организатор игры не просто излагает участникам замысел и концепцию, оргпроект и программу — он начинает обыгрывать ситуацию, воспроизводить в рефлексии и рефлексивном мышлении результаты игры-подготовки и выражать эти результаты в тексте коммуникации. Установка фиксирует основные трудности, которые видит организатор перед началом игры, проблемы с которыми столкнуться группы, принципы построения предстоящей работы и разнообразные возможные траектории и стратегии движения участников игры и рабочих групп.

В качестве примера приведем здесь краткую организационную характеристику мероприятия в рамках заказа на организационное консультирование. ОДИ заказывается для создания концепции, стратегии, программы реорганизации, развития средней или крупной промышленной, отраслевой, территориальной структуры. Игре предшествует диагностика и, возможно, один-два семинара с высшим управленческим персоналом организации-заказчика для прояснения видения, миссии и предшествующей стратегии фирмы (отрасли, региона).
Игру проводит команда в составе Руководителя Игры, игротехников (один игротехник на 7-9 участников) и, возможно, одного или нескольких приглашенных экспертов по проблемным предметным областям предполагаемого развития организации-заказчика. Классическая ОДИ продолжается 9 дней (плюс-минус 3), включает групповую, пленарную работу и, возможно, методологические консультации. В ней участвуют от десятков до сотен (в зависимости от масштаба организации) управленцев высшего и среднего звена. Работа осуществляется на выезде с целью оторвать управленцев от «текучки», ибо развитие ситуации в Игре происходит очень быстро, и любое отвлечение чревато бесповоротным «выпадением» участника. Настоятельно рекомендуется отключать мобильные телефоны. Работа ведется по 12-14 часов без выходных – в режиме полного погружения.
ОДИ дает двоякий результат.
С одной стороны – это концепция, стратегия, реализационная программа желаемого изменения, детализация которой ограничивается лишь компетентностью участвующих в мероприятии специалистов. С другой стороны – это коллектив управленцев, готовый созданную программу реализовать. Каждому известно, что вменяемые «сверху» программы, как правило, отвергаются или саботируются «внизу». Здесь же каждый «игрок», участвуя в проектировании будущего, обустраивает в нем свое место как активного участника преобразований. Кстати, поэтому «топам» организации-заказчика не рекомендуется дистанцироваться от участия в заказываемой ими ОДИ. Да и узнать по-настоящему своих сотрудников можно лишь в «жарком» деле. В этом состоит немаловажный побочный эффект ОДИ.
По результатам мероприятия Заказчику представляется отчет Руководителя Игры, суммирующий и обобщающий наработанный в Игре материал по заказанной теме и отчеты игротехников по группам участников. По эффективности обучения один день ОДИ можно приравнять к 10-30 дням обычного обучения с лекциями, домашними заданиями и экзаменами. Удовольствие, которое получают участники, освоив более эффективный способ мышления мало с чем сравнимо и сколько бы дней не продолжалась игра, всегда кажется, что она заканчивается на самом интересном месте.

По материалам сайта navigo. Там есть фото- и видеоматериалы нескольких игр.