Том Питерс отвечает: может!

Гостем его блога стал Джон Дуфи — ветеран военных действий и менеджер Airsplat. Он предлагает взглянуть на не часто описываемый подход к стилю руководства:

Я покинул армию в звании сержанта и горд этим. Эта позиция подразумевала, что у меня на попечении находились 8-20 человек. Сегодня я занимаю довольно похожую позицию, являясь руководителем отдела. Вместо разведки и перестрелки – работа с отчетами и конкурентная борьба за клиентов с другими компаниями с целью «завоевать сердца и умы», победить врага. Качества лидера я освоил в армии, и они помогли мне в ведении дел, дали возможность сконцентрироваться на руководстве.
Вот некоторые мудрые вещи от сержантов, инструкторов и командиров, приобретенные во времена службы в армии.

Итак, быть лидером – это:

1. Привилегия, а не право.
Я знал многих в армии и гражданской жизни, кто не принимал этой установки. Они думали, что чем выше ты поднимаешься по служебной лестнице, тем меньше работаешь. В армии же это всегда означает, что к вашим прежним обязанностям прибавляются новые. Привилегия состоит в том, что вы можете при большей ответственности узнать ваш потенциал. Пример из жизни: я был назначен руководителем группы, которая должна была взяться за срочный и текущий ремонт техники. Вместо того чтобы просто раздавать поручения другим, я тоже лежал на спине в грязи и менял масло, устранял утечку в радиаторе. Вспотел и устал в такой же степени, как и моя бригада.

2. Доверять команде, которой вы управляете.
Иногда встречаются лидеры, готовые делать за всех всю работу, пытающиеся сделать ее за раз. Дело не в том, что у них недостает квалификации (большинство из них обычно удивительные Цезари – легко справляются с множеством задач одновременно), просто, такие люди не могут доверить работу кому-то еще, а потому вмешиваются в рабочий процесс других. Тем самым они берут на себя полномочия своих подчиненных. Вот простой пример с моего первого места работы. Если нужно было проверить подозрительное здание, то этим обычно занимались те, кто непосредственно подчинялся офицерам. Соответственно своей позиции руководителя и подготовке, командир отряда знал, что ему делать без лишних объяснений. Если же офицер указывает каждому, какую позицию ему надо занять, это пример так называемого микроменеджмента и никчемного руководства. Это потеря времени на разговоры о работе, которая стоит на первом месте у руководителя. В этом случае на общую картину не хватит ни времени, ни внимания. Хороший руководитель должен знать, на кого он может положиться, кому передать ответственность, чтобы заняться более крупной миссией или проектом.

3. Быть подготовленным лучше всех.
Если вы являетесь руководителем, у вас есть хороший шанс самому решать, кого нанимать на работу, или, в конце концов, кто будет нести ответственность за подготовку сотрудников. Если ваши подчиненные совершают ошибку, ответственность лежит не только на них, но и на вас. Например, если кто-то из подчиненных мне солдат засыпал на дежурном посту, в следующую ночь я должен был нести двойной караул с этим солдатом. Сегодня на рабочем месте такие формы выговора случаются редко. Но вы все же должны отчитываться перед высшим руководством или кем-то выше по должности квартальными обзорами и оценивать результаты проделанной работы.

4. Устанавливать стандарты и нормы.
В этой связи я хочу остановиться вот на чем: вы устанавливаете стандарты работы для вашего подразделения, команды в офисе. Если вы не уверены в своих решениях, ваши распоряжения будут вызывать у команды подчиненных вопросы и они не будут спешить с их выполнением. А если вы ленивый руководитель, ваша команда тоже станет ленивой. Я хочу отметить, что спокойная рассудительность и решимость должны демонстрироваться, если даже внутри я сомневаюсь и взволнован. Представьте, что вы находитесь в засаде и вдруг сюрприз — нападение. Какого лидера вы в этом случае предпочтете: того, кто демонстрирует нерешительность и страх, или того, кто сражу же начнет отдавать четкие команды? Быть лидером, руководителем – это стать лучшим образцом для самого себя в роли солдата, работника, и того, кем необходимо быть в вашей работе.

Оригинал перевода здесь.