Президенту компании достаются не только лавры, но и груз обязанностей и ответственности, часто несоизмеримый с его правами. А когда решения принимаются коллективно партнерами, получается, что глава перед всеми и за все в ответе. Как при этом не только увидеть управленческие проблемы, но решить их, рассказывает Андрей Гусев.

Бизнес

Рекламное агентство полного цикла. Участник списка топ-10 рейтинга рекламных агентств.

Предыстория

Компания появилась в лихие времена перехода от кооперативов к недоразвитому капитализму. Цивилизованного рынка рекламных услуг в тот момент времени просто не существовало, все как в ставшей народной фразе из советско-американского телемоста – секс у нас есть, у нас рекламы нет.
Как раз тогда-то и собрались приятели и решили – а не придумать ли нам что-нибудь эдакое. «Эдакое» удалось.
Во-первых, компания приятелей подобралась достойная. Все светлые головы, выпускники престижных технических вузов. Какие из них получились бы инженеры – это еще вопрос, но то, что они обладали системным мышлением – это факт. Плюс к тому, заложенный генами креатив, зажатый до поры до времени развитым социализмом и «гласностью», вырвался и фонтанировал неудержимо.
Во-вторых, не важно, что наши герои тогда только понаслышке знали, что такое «медиаплан», «целевая аудитория», «BTL», «ATL» и прочие, прочие наукообразные рекламные словечки. Энтузиазм, помноженный на желание самореализации, не мог не дать результата.
Термины, понятия и технологии изучались уже в процессе. Так же, по ходу дела, разобрались с управлением. Распределили доли, роли и ответственности. Заодно каждый приобрел степень MBA. Чтобы была. Обросли клиентурой, в том числе западной, выходившей на российский рынок, не в малой степени благодаря этому устойчиво держались в лидерах среди рекламных агентств.
То есть грех жаловаться на благосклонность ее величества Удачи.
Компания росла. Увеличивались масштабы и сложность бизнеса. Не изменялись правила управления и структура компании.
Незыблемой оставалась негласная установка – коллегиальное решение по всем вопросам, включая оперативные. Так изначально повелось, так и продолжалось. Даже выбор среди равных президента компании ничего принципиально не изменил. Президент – лицо компании. Главный продавец. Ему публичная слава и почести. Но за дверями компании он партнер. Как все.
Структура – антипод Змею Горынычу. Тот был «об одном теле» и с тремя головами. Здесь же – многие, многие тела и тельца (подразделения) и одна ответственная за все голова – президент.
Всех это положение дел устраивало, кроме одного – собственно, самого президента.

Вот краткий список «наболевшего»:

«Я надрываюсь на работе с утра до ночи. Как пять и десять лет назад. Убиваю здоровье и надсаживаю печень. При этом, получаю зарплату, сопоставимую с заработком партнеров, которые занимаются своими проектами или вообще ничем, кроме как непонятно кому и зачем нужным контролем меня».
«Масштабы бизнеса выросли в разы. Появилась куча новых проблем и задач, которые кто-то должен закрывать. И этот кто-то – опять я. А я не семижильный».
Главное же, что раздражало президента – исторически сложившиеся правила принятия решений, которые связывали его путами. Он не мог, был не вправе принимать какие-либо постановления без одобрения партнеров.
Последней каплей было намерение совета партнеров по распределению прибыли. Президент предлагал бросить ее или часть ее на развитие. Совет решил разделить на дивиденды.

Ситуация

Парадокс ситуации, в которую попал наш президент, заключался в том, что, прекрасно видя проблемы управления, он ничего не мог с этим поделать. Приятели-партнеры с ним не соглашались и, соответственно, ничего не давали ему предпринимать.
«Да перестань ты. Ты перегибаешь. Ты просто устал. Вот сейчас закончится выставка (международный симпозиум, выиграем жизненно важный тендер), возьмешь отпуск на недельку, полторы. Черное сразу и порозовеет…».
«Какие консультанты? Зачем платить этим дармоедам? Мы тут сами люди ученые. Кого хочешь сами отконсультируем…».
«Ты ж понимаешь, для пользы общего дела никто лучше тебя не выполнит оперативную работу. Тем более что именно тебя с твоего же согласия выбрали лицом компании…». И так далее, и тому подобное.
Фарс, в котором президенту компании отводилась незавидная роль. Трудно подобрать ей точное название, не обидев статуса главы. Тупик, выхода из которого президент не видел, но и терпеть дальше был не в силах. Ни физически, ни морально.
Дошло до того, что он готов был (по крайней мере, на словах) бросить все и «сбежать на полгода куда-нибудь на Тибет или Бали. Пусть сами разбираются и рулят».
Ситуация действительно нетривиальная. Собственного авторитета и аргументов в пользу своей позиции для принятия советом партнеров нужных ему управленческих решений президенту не хватало. Пригласить «авторитетов» со стороны не давали. Нарушение существующих гласных и негласных договоренностей он, как человек исключительной порядочности, не рассматривал вообще – «лучше уж уйти из компании».

Что делать?

Предложенный вариант не решал проблему кардинально, но мог стать первым шагом к ее урегулированию.
Суть предложения – выйти на совет приятелей-партнеров с нижайшей просьбой о помощи. Вот, мол, симпозиум (выставка, тендер) на носу. Ни на что другое меня физически не хватает, а в это же время заваливаются не менее важные организационные вопросы:

интернет-портал;

открытие филиала;

разработка мотивации для креативщиков…

И так далее, и тому подобное.

Мол, братцы-партнеры, возьмите на себя курирование одной из этих тем. По желанию и на выбор. А чтобы партнерам не показалось, что на них перекладывают рутину, было предложено назвать «курирование» внутренними проектами. То есть, задачами, имеющими временные ограничения.
Риск, что проекты будут завалены, был невелик. Во-первых, партнеры действительно были светлыми головами. Во-вторых, проекты все равно могли завалиться, так как президенту было не до них.
Существовал другой риск – партнеры откажутся от руководства проектами – своих дел полно. Но это уже прямой конфликт. И инициатором его становился уже не президент, а его приятели-партнеры.

Эпилог

Предложение понравилось президенту настолько, что у него, как когда-то, как прежде заискрились глаза.
Но шло время, а ничего не предпринималось и не менялось.
Давать объяснения президент был не обязан. Не слишком внятно все это звучало: вот, была выставка, потом международный симпозиум, потом все разбежались в отпуска. Не смог найти времени, чтобы собраться для серьезного разговора. Ну и так далее…
Скорее всего, отчасти это было правдой. Но только – отчасти…

Постскриптум

Кардинальные изменения как в бизнесе, так и в управлении так-таки состоялись. Спустя несколько лет. И помог этому очередной экономический кризис.

Во-первых, были отменены зарплаты членам совета приятелей-партнеров. Не до жиру.
Во-вторых, решено, что зарплата будет выплачиваться, если партнеры возьмут на себя часть управления.
В-третьих, на неопределенный срок было наложено вето на выплату дивидендов. Прибыль к распределению решено оставлять в обороте компании в качестве резерва.

В результате компания была более или менее четко структурирована. А чуть позже преобразована в холдинг с несколькими самостоятельными хозрасчетными подразделениями.

Президент остался президентом и лицом группы компаний. Но выполнял теперь исключительно представительские и стратегические функции.

А еще спустя некоторое время он выпустил книгу своих стихов, о чем мечтал и чего не мог сделать много-много лет…

Источник статьи http://www.e-xecutive.ru/career/adviser/1469270/?print=Y