Лесли Гейнс-Росс

В 1942 году писатель и профессор Айзек Азимов представил свои «Три закона робототехники». Это одна самых известных попыток сформулировать действенные правила интеграции искусственного интеллекта (или ИИ) в человеческое общество. С тех пор многие фантасты, философы, ученые и прочие мыслители брались за эту тему в попытке оценить все за и против ИИ. И внимание к этому вопросу со временем только росло.

В сентябре 2016 года пять крупнейших технологических компаний (Google, Facebook, Microsoft, IBM и Amazon – прим. ред.) объединили свои усилия в рамках «Партнерства по искусственному интеллекту во благо людей и общества» с целью убедить людей в том, что ИИ существует не только для массового производства роботов-убийц. А уже в октябре Белый дом выпустил доклад, озаглавленный «Подготовка к будущему искусственного интеллекта». В нем обсуждались возможные применения ИИ, а также его влияние на общество, как положительное, так и отрицательное.

В то же время мы куда реже слышим мнения обычных потребителей о том, что они думают о потенциальных достоинствах и недостатках ИИ? Способны ли эти технологии помочь или же они несут вред миру? Это мы и решили узнать.

В июне 2016 года моя компания (Weber Shandwick) совместно с KRC Research провела онлайн-опрос 2100 потребителей пяти региональных рынков (США, Канада, Великобритания, Китай и Бразилия) с намерением выяснить их отношение к ИИ. В наше исследование вошло множество вопросов, включая следующие: какими устройствами, основанными на технологиях ИИ, они владеют, какие задачи они бы доверили выполнять ИИ без помощи человека, что в ИИ вызывает у них наибольшие опасения и каким информационным источникам они доверяют больше всего, когда речь идет об ИИ. Также мы провели телефонные интервью со 150 руководителями, ответственными за маркетинг и продвижение брендов в своих организациях, в Соединенных Штатах, Великобритании и Китае.

То, что мы обнаружили, немало нас удивило. Да, действительно, потребителей беспокоят вопросы потенциальной потери рабочих мест, проблемы с безопасностью и вмешательством в частную жизнь. Тем не менее в целом они относятся к ИИ скорее благосклонно. Вот лишь некоторые из полученных нами результатов.

Большинство потребителей (45%) положительно оценивают воздействие ИИ на общество. Те, кто относится к нему отрицательно, в меньшинстве (7%). Что касается влияния на частную жизнь, то большинство считает, что и здесь ИИ способен привести к положительному эффекту (52% против 7%).

Люди очень по-разному понимают, что такое ИИ. Две трети опрошенных заявили, что они имеют некоторое представление об ИИ, но лишь двое из десяти (18%) утверждали, что многое знают об этих технологиях. Треть респондентов признались, что не знают об ИИ ничего. Мы выяснили, что самой распространенной первой ассоциацией с ИИ оказались «роботы» — так ответили 22% участников.

Эти показатели немного разнятся от региона к региону. Например, в Китае потребителей, способных похвастаться своими глубокими познаниями ИИ, было почти в два раза больше, чем в других странах.

Лишь 8% от общего числа респондентов полагают, что ИИ так и останется фантастикой и никогда не получит материального воплощения. Подавляющее большинство потребителей (92%) ответило, что рано или поздно ИИ обязательно будет создан. Больше половины (52%) считает, что ИИ все еще находится на ранних стадиях разработки, а 40% верят, что проект по созданию полноценного ИИ близится к своему завершению. Четверть опрошенных пожелали, чтобы разработка ИИ ускорилась, и лишь 6% хотели бы, чтобы работа над ним полностью прекратилась. Как и следовало ожидать, отношение к скорости разработки ИИ находилось в прямой зависимости от возраста участников опроса. Доля людей, веривших в то, что разработка ИИ уже закончена, была выше среди миллениалов (19%), чем среди людей старших поколений (8% поколения X и всего 2% поколения беби-бумеров). Кроме того, миллениалы сильнее других поколений жаждали ускорить работы по созданию ИИ (32 против 28% представителей поколения X и 20% беби-бумеров).

Доверие к источникам информации об ИИ зависит от опыта и знаний. Потребители считают, что самые надежные сведения об ИИ могут быть получены из собственного опыта (46%) или от технических экспертов (46%). При этом в вопросах, связанных с ИИ, они собираются полагаться на ученых и специалистов в этой области (39%), а также на обзоры экспертов (38%). Советам друзей, членов семьи и знакомых они придают меньшее значение (28%). Несмотря на кажущийся рост недоверия к элитам и экспертам во всем мире, потребители все-таки склонны прислушиваться к тем, кто лучше всех информирован — по крайней мере, когда речь идет об ИИ.

Потребители регулярно сталкиваются с ИИ. Когда респондентов спросили, каким образом они составили свое представление об ИИ, 80% из них упомянули различные медиа: интернет, социальные сети, телевидение, фильмы и новости. Почти шесть из десяти участников (59%) сказали, что видели или читали материалы об ИИ или даже имели личный опыт взаимодействия с ним в течение тридцати дней до проведения опроса. Примечательно, что 82% из этой группы заявили, что этот недавний опыт произвел на них положительное впечатление.

В какой мере люди готовы положиться на ИИ (до возникновения беспокойства)? Как оказалось, в достаточно большой. Две трети респондентов ответило, что доверят ИИ напоминания о принятии лекарств, составление маршрутов движения, выбор развлечений, подбор новостей, физическую работу и ремонт техники. Более половины потребителей готовы переложить на плечи ИИ заботу о престарелых, советы по здоровью и финансовые рекомендации, а также создание контента для социальных сетей. Более 40% сказали, что рассчитывают отдать на откуп ИИ вопросы готовки, обучения, охраны порядка, вождения и юридических советов. С другой стороны, использование ИИ для ухода за детьми заняло последнее место в списке.

Вне всякого сомнения, вероятность потерять работу по вине ИИ вызвала среди участников исследования наибольшее беспокойство. Когда мы спросили респондентов, приведет ли появление ИИ к созданию рабочих мест или к их потере, подавляющее большинство (82% против 18%) выбрало второй вариант.

Потребители также говорили и о других негативных последствиях. Например, серьезную тревогу вызвало увеличение возможностей для преступной деятельности. Половина участников опроса отметила, что крайне обеспокоена кибератаками (53%), а также воровством данных и вмешательством в частную жизнь (52%). Меньше людей увидели в ИИ способность частично решить проблемы социального неравенства (26%).

Подводя итоги, мы отмечаем, что потребители, судя по всему, хотят использовать ИИ, или, по крайней мере, имеют представление о том, что понимается под ИИ в настоящий момент. Их восприятие, несомненно, проистекает из различных медиаисточников — о роботах, дронах, играх и распознавании речи. В то же время многие хотят использовать ИИ для экономии времени, выполнения опасных работ и просто для того, чтобы облегчить жизнь. Конечно, самая большая трудность, по всей видимости, будет заключаться в преодолении страхов потребителей — боязни потери работы и киберпреступности.

Когда мы думаем о будущем, мы непременно должны думать об ИИ. В своем недавнем интервью Wired (cм. здесь) президент Обама объясняет, почему он смотрит на него с оптимизмом: «История показывает, что мы всегда впитывали новые технологии — появлялись новые рабочие места и повышался уровень жизни».

Об авторе. Лесли Гейнс-Росс — главный репутационный стратег Weber Shandwick, ведущего мирового PR-агентства с офисами в 81 стране. Автор книги «Corporate Reputation: 12 Steps to Safeguarding and Recovering Reputation».

Источник HBR