Как отказаться от шаблонов и найти решения, которые раньше не видел никто? Советы – в главе из книги «Думай в новых форматах».

Люк де Брабандер, Алан Ини, «Думай в других форматах». – М.: «Эксмо», 2016.

С помощью интерактивных упражнений, визуальных инструментов и ценных советов авторы книги «Думай в других форматах» помогут вам создать пять собственных шагов для удовлетворения личных и профессиональных потребностей. Вы найдете увлекательные примеры из реального мира – от корпорации Ford до компании BIC, создавшей знаменитую ручку. Вы научитесь исправлять последствия упущенных творческих возможностей и не пренебрегать ими в будущем. Вы узнаете, как остаться на гребне волны даже в безвыходной ситуации. Это не просто список для самоконтроля. Это руководство по стабильному использованию креативного подхода в бизнесе.

Первый шаг навстречу мышлению новыми форматами заключается в сомнении. Сомневайтесь в ваших самых фундаментальных убеждениях, вашем видении реальности и ваших предположениях о будущем. Сомневайтесь в правилах, которых вы придерживаетесь в жизни, и в тех, которые установила ваша компания. Сомневайтесь в том, что ваши существующие тактики, модели и стратегии — самые лучшие. И прежде всего сомневайтесь в том, что тот способ ведения дел, которого вы придерживаетесь в течение долгого времени, прослужит вам так же хорошо в будущем.

Этот шаг, построенный на постулате Декарда и его методологическом скептицизме, поощряет вас принять совершенно новое мышление. Мышление, основанное на личном (и иногда институционном) смирении: креативность тогда является возможной, когда вы скромны в вашем существующем подходе к размышлению над вещами.

<…>

Сомнение играет важную роль во многих сферах общества, где перемена — единственная константа. Могли бы ваши дедушки и бабушки предвидеть, что люди — нетрадиционной и обычной ориентации — будут бороться за право заключать нетрадиционные браки? Много ли ветеранов старшего поколения знали, что женщины будут отстаивать в суде право служить в войсках? Кто бы мог подумать, что реалити-шоу возникнут как жанр? А после атаки 11 сентября кто ожидал, что кинофестиваль TriBeCa поможет воскресить Манхэттен, превратив его из похожего на военную зону в культурный центр, в реальности и в воображении людей?

<…>

Сомнения в том, что вы думаете, что видите — и в том, что вы думаете, что знаете — необходимый компонент нашего подхода к креативности. Это включает в себя сомнение как в полученной информации, так и в том, как вы ее обрабатываете. Во время нашей работы с людьми и учреждениями по методике мышления новыми форматами мы просим их пересмотреть некоторые из их самых глубоких убеждений и представлений. После мы предлагаем им сделать несколько упражнений, созданных для того, чтобы помочь освободить разум от рисков ложной уверенности, от слишком сильной привязки к шаблонным способам мышления. Особенно нам нравится помогать людям осознавать, что то, что они считают за «правильный» ответ на любой вопрос, на самом деле может быть неверным или одним из нескольких возможных ответов.

Как люди могут начать развивать сомнения и открыть свой разум?

Давайте сосредоточимся на трех главных задачах, предназначенных помочь вам.

1. Создайте для сомнения подходящий климат

Как вы (и каждый, кого вы хотите привлечь к вашему креативному процессу) можете повысить чувствительность к способам, с помощью которых привычные когнитивные предубеждения формируют ваши ключевые ментальные модели и предположения? как может это относительно автоматическое восприятие или неверное восприятие — вас обманывать? Сдерживает ли это вас от более открытого, креативного мышления?

2. Перечислите (по максимуму) и затем оспорьте ваши нынешние форматы

На какие основные нынешние модели и предположения вы полагаетесь? Насколько хорошо они вам помогают (и/или вашей компании). Как они могут быть оспорены, и как они должны быть пересмотрены, усовершенствованы или замещены?

3. Аккуратно структурируйте ряд форматов, проблем или вопросов для дальнейшего их исследования и результаты, которые вы надеетесь достигнуть

После того, как вы проанализировали ваши нынешние стратегии, отношения, ограничения, подходы или другие форматы на предмет их уязвимости, вы должны задаться вопросом: какие важные вопросы или проблемы вы и/или ваша компания теперь должны рассмотреть? Что нового вы можете для себя вынести, взглянув на эти вопросы или проблемы свежим взглядом? Как вы можете обрамить (или переделать) их так, чтобы это позволило вам сгенерировать множество новых идей и подходов, расширить ваше видение и улучшить общий креативный процесс? Как вам продвинуться дальше навстречу исследованию мира вокруг вас (шаг 2) с помощью подходящих, эффективных и продуктивных способов? Каких специфических результатов вы намереваетесь достичь, и что составит основу «успеха»?

Обратившись к этому основополагающему набору вопросов, вы увидите, что некоторые ваши существующие взгляды нуждаются в переоценке — или даже в капитальной реконструкции. У вас появится более ясное понимание основной проблемы, или ряда проблем, которые вы надеетесь решить. Также у вас появятся более полно сформированные идеи относительно того, какие ключевые области вы бы хотели исследовать во время шага 2.

Прежде всего создайте атмосферу сомнения

Создание атмосферы сомнения означает осознание того, что разумные люди воспринимают многие вещи неверно — и понимание того, как такие ошибки случаются. Существует широкий ряд неизбежных человеческих предпочтений и когнитивных предубеждений, которые заставляют вас создавать и придерживаться ментальных моделей, вводящих в заблуждение. Когда мы проходим с группой Шаг 1, мы часто делаем разминочные упражнения, предназначенные сократить большие пробелы, которые всегда существуют между реальностью перед людьми и их внутренними ощущениями.

Приведем пример одного из наших любимых разминочных упражнений.

Представьте, что у вас есть веревка, идущая вокруг земного шара и касающаяся его во всех точках. Предположим, вы добавляете еще метр к ее длине (возможно, вы волновались, что веревка чересчур плотно облегает шар), и тогда веревка поднимается на одинаковое расстояние над землей вокруг всего земного шара — по вашим расчетам, насколько высоко?

Некоторые предполагают, что добавление всего трех метров к длине веревки позволит ей подняться не больше нескольких миллиметров от поверхности земли. Однако неожиданным ответом будет то, что удлинение веревки всего на три метра будет достаточным, чтобы ей повиснуть на полметра от земли.

Вещи редко на самом деле являются тем, чем кажутся на первый взгляд, и первые впечатления обычно бывают искаженными, неполными или ведущими в неправильном направлении. Если вы размышляете над тем, приобрести ли что-то определенное, взять ли на работу нового сотрудника, вступить в новое партнерство или запустить новый продукт, ваша первоначальная реакция будет ошибочной. Мы все склоняемся формулировать наши первые идеи, полагаясь на уже проверенные способы. И хотя это естественно, очень часто это ограничивает, сбивает с правильного пути и иногда даже является опасным!

Например, один из авторов этой книги является выходцем с ближнего Востока. Он жил в Нью-Йорке во время атаки 11 сентября. Он быстро осознал важность регулярного бритья, чтобы избежать задержания и многочасового допроса из-за своей внешности (тот факт, что он был канадским евреем, не помогал). Кто-то может оспорить этот вид «расового профилирования» как способ предотвращения терроризма. Но одно ясно: после 2002 года если бородатый мужчина, выглядевший как приезжий с Ближнего Востока, садился с вами рядом в самолете, особенно если он был буднично одет, нес рюкзак и выглядел уставшим (Алан в то время был студентом, а не консультантом), ваш мозг (и даже мозг Алана, окажись он по ту сторону) автоматически бы применил другой вид формата, чем если бы рядом с вами оказалась светловолосая женщина. То же самое было верным для властей. В самом деле, если бы молодая женщина собиралась произвести атаку или, возможно, 77-летний мужчина европейской внешности, их шансы на «успех» были бы безусловно выше, чем у Алана.

В качестве другого примера рассмотрите вариант, в котором вы придаете важность любому предмету, например, велосипеду. Какова ценность велосипеда?

Существует универсальный ответ, имеющий отношение к основополагающей выгоде: велосипед помогает переместиться из точки А в точку Б. Но большая часть вашего личного чувства полезности прорастает из ваших субъективных ментальных моделей, из критериев, которые являются личными для вас. Например, возможно, вы придаете существенную ценность велосипеду, потому что заботитесь об устойчивости. Или возможно, вы ненавидите пользоваться общественным транспортом — на платформе в метро Нью-Йорка летом иногда фиксируется температура выше 90 градусов Фаренгейта — и поэтому любите свободу и эффективность, которую дает вам велосипед. Или возможно, вы живете в месте с плотным локальным движением — в пригороде Лос-Анджелеса или центре Бангкока — то, что у вас есть велосипед, избавляет вас от ежедневного многочасового стояния в пробках. В сущности, осознаваемая ценность объекта чрезвычайно зависит от того, чьим является то или иное суждение, индивидуальных ограничений, которые он или она ощущают, и специфических факторов, являющихся важными для этого человека. Внутри любой организации определение ценности всей компании, какого-либо продукта или другого аспекта деятельности компании, становится невероятно сложным, потому что всегда зависит от того, кого вы спрашиваете! Мнение людей об операциях и стратегии в вашей компании, о том, что ей нужно завершить, о решениях насчет создания новых продуктов и услуг и способах их совершенствования, всегда будет разниться в зависимости от того, с кем вы обсуждаете данные вопросы, от употребления специфических слов и подходов, которые вы используете, чтобы обрисовать ваш запрос, от вашего расписания, их настроения и индивидуального взгляда на жизнь.

Мировые события могут предоставить драматические примеры разных типов восприятия: в начале 2012 года сжигание Корана спровоцировало более сильную негативную реакцию в Афганистане, чем американский солдат, бросивший службу и отправившийся в смертоносный загул, убив 16 человек, из которых девять были детьми. «Как вы можете сравнивать бесчестие святого Корана с мученичеством невинных жителей?» — скептически сказал Мула Халик Дад. Типичным ответом европейца было бы: «Как вы можете сравнивать сожжение книги с убийством невинных детей?».

Наше основное послание: ваши устоявшиеся способы мышления — то, что ученые-бихевиористы называют «эвристикой» — часто заставляют вас цепляться за один вариант видения или делания.

Как часть Шага 1 мы часто показываем нашим клиентам оптические иллюзии, которые могут дать превосходные возможности для обдумывания того, как ваш мозг сдерживает вас.

Рассмотрим следующий рисунок:

Что вы видите? Многие замечают, что две черные горизонтальные линии выглядят изогнуто, хотя они совершенно прямые и параллельны друг другу. Глаза и мозг часто разыгрывают вас, и важно не всегда доверять вашим первоначальным рефлексам. Иногда вы будете видеть то, чего нет (или вам не удастся увидеть то, что есть перед вами). В другое время вы увидите только одно возможное объяснение или решение, в то время как их будет несколько. В иных случаях вы узнаете истину (так, вы могли бы полностью осознать, что две горизонтальные линии — параллельны, либо потому что вы доверяете нам, либо вы сравнили их с помощью линейки), но все же вы поймете, что невозможно заставить ваш мозг видеть две линии в другом свете. Вы потерпите поражение, потому что часть вашего мозга, говорящая вам, что они прямые, не может «взять вверх» над той частью, которая определяет их как изогнутые.

Если вы не следите за тем, чтобы признать, что ваш мозг использует множество способов, которые провоцируют вас неправильно интерпретировать информацию, вы застрянете в ваших старых (и необязательно лучших или «правильных») взглядах. Этот вид непреклонности в контексте наших профессий и рабочей жизни, и в особенности при достижении лидерства в бизнесе, управлении, обществе и других сферах, может серьезно помешать вам.

Человеческий мозг обладает множеством замечательных свойств — он сложный и эволюционирующий. Но он также и ленивый! Он часто работает на автопилоте, обрабатывая информацию самым легким и удобным методом. Например, посмотрите, на фотографию:

Источник: журнал «Mind» и newopticalillusions.blogspot.com

Когда мы спрашиваем людей, что они видят на картинке, большинство сразу же отвечает: «Перевернутую фотографию улыбающегося Джорджа Буша» и обращают свое внимание на что-то еще. Но переверните фотографию и, скорее всего, ваша интерпретация станет иной! Некоторых людей эта картинка не обманет — они поймут, что фотография в перевернутом виде будет выглядеть иначе. Но все же они не смогут стереть первоначальное впечатление: каждый раз, когда они будут смотреть на изображение, они будут видеть широкую улыбку Джорджа Буша-младшего.

Исследования подтверждают, что люди склоняются к выбору простейшей интерпретации, к созданию по возможности простейшего формата. Эта тенденция является устойчивой и в случае с бритвой Оккама, названной в честь логика XIV века, который утверждает, что самое простое решение должно, как правило, быть отнесено к самому вероятному (пока не доказано обратное). Во многих ситуациях эта склонность к упрощению является чудесным подарком и причиной того, почему люди выполняют действия лучше машин. IBM в течение нескольких декад через Deep Blue и Watson стимулировала способность человеческого мозга к упрощению и действию, основанным на этом знании, но мы сомневаемся, что какая-либо машина будет способна действительно индуктировать – создать новый формат.

И все же вы можете ненароком поранить себя бритвой Оккама! Чтобы думать новыми форматами, вы должны осознавать то, как, когда и почему люди слишком полагаются на простые дедукции и из-за этого видят только один «правильный» способ делания вещей, а не все возможные ответы. Заметьте, как в деловом мире люди спешат сделать выводы, основанные на недостаточной информации, судят людей без того, чтобы выяснить полную картину, и принимают импульсивные решения, основанные на относительно узком опыте. Шаг 1 учит вас погружаться глубже, помнить, что ваш мозг может предать вас и показывает, как тяжело изменить эту природную склонность. Он поощряет вас требовать наличия множества идей и перспектив, чтобы вы могли принять сложности, стоящие перед вами, и создать несколько потенциальных способов выхода из них.

Пока вы будете пытаться освободить ваш разум от «пути, согласно которому вы действовали и думали», задумайтесь над еще одной задачей. Допустим, это уравнение составлено из спичек:

XI + I = X

Какое самое меньшее количество спичек вам пришлось бы передвинуть, чтобы сделать его математически правильным?

Большинство, в конечном итоге, скажут «одну», и будут крайне горды тем, что назвали самое меньшее число. И в самом деле, это может быть достигнуто передвижением первой «I» на другую сторону «X», или изменением знака «равно» на знак «не равно». Но самым лучшим ответом будет «ноль» — как в случае с портретом Джорджа Буша-младшего, просто переверните уравнение, и оно станет правильным. Столкнувшись с подобной задачей, вы могли бы подозревать или «знать», что за ней скрывается подвох, особенно в контексте этой части книги. И неважно, выбрали ли вы «один» или «ноль» — это и есть практика — сомневаться в том, что, по вашему мнению, является верным. Понимание комплексности, замечание парадоксов и дотошное вопрошание широко принятой «реальности» — важно для нашего процесса.

Существует известная картина бельгийского сюрреалиста Магритта, на которой изображена старомодная курительная трубка. Внизу на картине начертана фраза на французском — «Ceci n‘est pas une pipe», т. е. «Это не трубка». Мы не сюрреалисты, но, кажется, Магритт хотел сказать: «Да, я знаю, что вы думаете, что видите здесь трубку. Но на самом деле, вы смотрите на изображение трубки. Она не реальна». Вы почти можете представить себе каждого, кто видит картину, мечущегося между неопределенностью перед ними (известная картина) и тем, что внутри них (модели, такие как ряд всех трубок, которые они видели до этого, их представление об искусстве…) и пытающегося перевести послание, интерпретировать его.

Фото: youtube.com