Мое личное правило таково: если ты до конца не уверен, что определенное действие принесет тебе и всему миру пользу, не стоит за это браться. Можно ничего не делать – скорее всего, это будет приятно, и вряд ли кто-то пострадает. Редко когда непоправимые ошибки совершали люди, лежащие в постели, в то время потребность что-то делать не раз приводила к серьезным катастрофам. Продуктивность крайне опасна.

В любой произвольный момент времени вы мчитесь сквозь космос со скоростью больше 100 тысяч километров в час, одновременно с этим вращаясь вместе со всей поверхностью Земли со скоростью больше 1500 км/ч. Вы снова и снова наполняете свои легкие кислородом, и, коль скоро вы не так давно ели, кровь доставляет питательные вещества к каждой клетке вашего организма, который раз за разом обновляется. Даже во сне ваш разум постоянно занят. Вам все-таки кажется, что нужно делать еще больше, чем вы делаете сейчас?

Из-за собственной лени я так и не удалил свой аккаунт в LinkedIn и не отписался от ежедневной рассылки Medium. Поэтому каждое утро я получаю письма со ссылками на статьи вроде «Как я оптимизировал свое утро так, чтобы успевать больше чем когда-либо – до 8 часов!» Люди, распространяющие такие ссылки, больны, и нам нужно остановить их, пока это не вышло из-под контроля. Конечно, если вы вдруг решите взглянуть на эту ерунду, вас удивит то, что вы там увидите. Какой-то бедняга хвалится тем, что принес в жертву свою социальную жизнь, но зато уже к 30 годам выпустил в мир четыре новых, опасных для рассудка приложения. Или вы увидите там что-то вроде «поздравьте Лизу с получением новой должности – директор по рекламе Nestlé в Африке».

А как вам такой совет по повышению продуктивности: просто не делать никому не нужных приложений, не заниматься рекламой для Nestlé, и вообще ничего такого не делать? Я часто вижу заголовки вроде: «Десять привычек, от которых я отказался, чтобы больше успевать». В такие моменты я думаю: «Вот еще одна привычка, от которой тебе стоит отказаться – писать такие посты». Если вы просыпаетесь в четыре часа утра, чтобы написать тысячу слов о том, что каждый день пишете по тысяче слов, есть ли в этом вообще смысл? Просто поспите подольше.

Каждый раз, когда я снова приезжаю в один из центров современного капитализма (Нью-Йорк, Лондон и прочие), становится особенно странно оттого, что мы привыкли считать постоянную занятость благом.

Вам все-таки кажется, что нужно делать еще больше, чем вы делаете сейчас?

Знаете, кто еще был продуктивным? Самые кровожадные убийцы в истории. Да, даже они. Можете решить, что я не всерьез, но смысл не изменится. Реальный фашизм снова вошел в нашу культуру настолько, что о Законе Годвина уже можно не вспоминать, и мы официально можем использовать такие экстремальные примеры. Подумайте обо всех «заслугах» худших людей в истории – их действия потребовали огромных усилий. Миллионы людей в какой-то момент проснулись, вышли на улицу и что-то сделали, хотя могли попросту и не делать. Даже не сомневайтесь – многие из них в тот день хотели поспать подольше. Нужно было всего лишь чуть лучше подумать, прежде чем идти на поводу у этого культа действия. Если бы вместо содеянного те люди решили просто лежать, читать книги, слушать музыку, выпивать и расслабляться, мир был бы намного лучше.

Конечно, всем нужны деньги, но речь не об этом. Когда вы работаете, чтобы выжить, в этом есть смысл помимо первобытного страха бездействия. Даже самые обеспеченные люди чувствуют необходимость Делать Что-то. Если бы самые страшные исторические фигуры остались дома, их отвратительную идеологию все равно стоило бы уничтожить, но это можно было сделать по-другому.

И давайте будем честными – возможно, мы тоже ужасные люди, и наши проекты отвратительны. Не так плохи, как проекты тех людей, но все равно нуждаются в серьезных изменениях.

Не сомневаюсь, что каждый может придумать себе действительно достойное задание. Чтение, занятие спортом, шутки с друзьями – все это отлично подходит большинству ситуаций. Еще неплохие варианты – помощь ближним, благотворительность, политический активизм (только очень хорошо подумайте, на какой вы стороне и как это на вас повлияет). Если ни одна из этих идей вам не понравилась, можете не делать ничего. Жизнь от этого не остановится.

По большому счету, никому нет дела до того, чем вы заняты. Вам 28 лет, вы получили высшее образование и нацелены на улучшение своего социального статуса? Задумайтесь вот о чем. Вам предстоит работать еще несколько десятков лет. Если сейчас вы возьмете перерыв на один-два года на то, чтобы провести время с удовольствием, вы сможете вернуться к делам без ущерба для своей карьеры. Когда в будущем кто-то захочет оценить, какой вклад вы внесли за всю свою жизнь, этот крошечный промежуток даже не будет иметь значение. Однако он будет иметь значение, если за это время вы совершите что-то ужасное.

Макс Вебер (Max Weber), родоначальник науки о продуктивности, выдвинул теорию о том, что кальвинисты – которые верили и до сих пор верят, что каждому человеку независимо от его поступков предначертано попасть в рай или в ад – фанатично трудились, чтобы доказать себе и окружающим, что они принадлежат к избранному меньшинству (тем, кто будет спасен Богом и станет жить вместе с ним в раю), а не к более многочисленной группе распутников, или проклятых.

«Избранный человек активен, а не пассивен; его действия – проявление интеллекта, а не привычки или чувств; его внимание и энергия продолжительны, а не краткосрочны; его активность постоянна, а не прерывиста, – пишет социолог Джанфранко Погги (Gianfranco Poggi). – Такой человек пытается подчинить порядку и контролю вещи и людей вокруг».

LinkedIn – это культ смерти

Книга Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» до сих пор считается основополагающим трудом по социологии, однако некоторые историки и экономисты также видят в ней достойное объяснение взлета капитализма. Тем не менее в своих попытках связать нынешнюю отчаянную продуктивность с нашими неуемными предками-пуританами, я наткнулся на еще более пугающее объяснение. В 2010 году в книге «О времени, пунктуальности и дисциплине в раннем современном кальвинизме» (On Time, Punctuality and Discipline in Early Modern Calvinism) исследователь реформации Макс Энгаммар (Max Engammare) утверждает, что кальвинисты в корне изменили наши представления о времени. Они заменили концепцию, существовавшую в средневековом католицизме – цикличную и основанную на повторе сезонов и праздников – линейным видением, в котором время было исчерпаемым ресурсом. Отсюда появилась необходимость заканчивать дела вовремя, которой, по мнению ученого, ранее не существовало.

«Кальвин постоянно напоминал своим последователям о том, что Бог каждую минуту наблюдает за нами. Когда наступит Судный день, эти минуты зачтутся верующим», – написано в этом изложении. В трактовке исследователя реформизма Джона Балсерака (Jon Balserak) это звучит таким образом: «Европейские кальвинисты, которые отказались от литургического календаря и до сих пор не празднуют Рождество и Пасху как религиозные праздники, в 16-17 веках ввели концепцию линейного и конечного времени. Вместе с этим пришло понимание времени как драгоценного ресурса. Люди научились вовремя приходить на встречи, хотя раньше это не было так важно».

Таким образом, если винить в распространении капитализма кальвинистов было бы преувеличением, то им можно предъявить нечто гораздо более серьезное: эта религиозное течение виновно в том, что мы постоянно чувствуем, как время утекает и каждый день приближает нас к смерти.

Предположу, что это ощущение известно как минимум каждому, кто вырос в обеспеченной протестантской стране. Именно в этом причина нашего извращенного стремления к самобичеванию и ответу на вопрос «Чего я достиг за этот год?», и именно поэтому мы чувствуем зависть каждый раз, когда очередной успешный человек оказывается моложе нас. В США, к примеру, вы можете быть католиком, иудаистом, буддистом, но где-то глубоко внутри вы также и кальвинист. И если учитывать, как американский капитализм разошелся во всему миру, то же самое можно сказать и о других странах. В этом причина тех фанатичных статей на LinkedIn и Medium.

Именно так. LinkedIn – это культ смерти. Публиковать такие материалы – все равно что присоединиться к группе религиозных экстремистов, разве что это для обеспеченных людей, прошедших обучение в Стэнфорде. Вы потеряны, вы не знаете, что делать – и тут появляется доминантная идеология, и вы с готовностью жертвуете ради нее своей жизнью. Где-нибудь в другой стране вас с тем же успехом увлек бы радикальный ислам или воинственный буддизм, но так как вы работаете специалистом по продажам в сфере digital, ваш культ – публиковать сотни статей о том, как получить повышение.

Где-нибудь в другой стране вас с тем же успехом увлек бы радикальный ислам или воинственный буддизм, но так как вы работаете специалистом по продажам в сфере digital, ваш культ – публиковать сотни статей о том, как получить повышение

Мне всегда казалось, что Вебер писал о «протестантском духе» с критической точки зрения, то есть мирскому социологу казалась безумной идея о том, что человек только усердной работой может доказать, что ему предначертано попасть в рай. Однако в реальности Вебер хотел сказать, что его родной Германии нужно больше походить на пост-пуританские Соединенные Штаты, чтобы добиться мирового лидерства.

По мнению Вебера, «современному миру не суждено было увидеть воцарение здравого смысла или христианского сочувствия. Вместо этого будущее сулило непрерывную и повсеместную борьбу за материальные ресурсы и альтернативный уклад жизни. Шансы стать – и остаться – великой державой и великой культурой были только у стран с самой развитой промышленностью, динамичной политикой и практичным подходом к жизни», пишут Петер Баэр (Peter Baehr) и Гордон Уэллс (Gordon C. Wells) о взглядах Вебера перед публикацией его книги, которая впервые вышла незадолго до Первой мировой войны. Его страна должна была учиться у религиозных и помешанных на действиях американцев, в противном случае «Германия рисковала стать посмешищем».

Думаю, для всего мира было бы лучше, если Германия все-таки стала посмешищем. Что до меня, я пойду обратно в кровать.

Автор: Винсент Бевис