В второй части публикации Дон Норман (Don Norman) расскажет о недостатках метода тестирования при выборе дизайна, что тормозит концептуальные инновации в дизайне, и что ждет дизайн и дизайнеров в будущем.

Почему тестирование важно и неполноценно одновременно

Дизайн на основе данных использует хорошо известный алгоритм оптимизации под названием «восхождение на гору» (hill climbing algorithm). Представьте, что вы стоите в темноте в неизвестной для вас холмистой местности. Как вам добраться до вершины горы, когда вокруг ничего не видно? Проверить пространство вокруг себя и сделать шаг в том направлении, где обнаружите наиболее крутой подъем. И так повторять до тех пор пока вокруг вас со всех сторон будет только спуск, то есть вы окажетесь на вершине.

А что если в этой местности много горных вершин? Как вы поймете, что находитесь на самой высокой? Ответ: вы не сможете этого узнать. Это называется проблемой «локального максимума»: невозможно определить вы на самой высокой вершине (глобальный максимум) или на одной из маленьких вершин.

Когда компьютер совершает «восхождение на гору» в математическом пространстве, он старается избежать проблемы локальных максимумов. Он использует одновременный подъем по многим вершинам в изучаемом пространстве и выбирает самые высокие. Это не гарантирует самой высокой вершины, но страхует от возможности застрять на одной из маленьких. Для дизайнера такая стратегия редко доступна. Иногда довольно трудно придумать одну отправную точку, не говоря уже о нескольких. Таким образом метод улучшения через тестирование в дизайне, как правило, способен достичь лишь локального максимума. Но существует ли гораздо лучшее решение (гора с наибольшей вершиной) тестирование вам никогда не даст ответ.

Вот в таких случаях творческие люди и нужны. Инновационные прорывы происходят, когда человек пересматривает проблему, признавая предыдущий путь неверным. Это творческая сторона дизайна и изобретений. Постепенного улучшения таким образом мы не получим.

Преграды на пути великих инноваций

Драматизм новых инноваций имеет несколько характеристик, которые делают его неподходящим для метода тестирования. Люди сопротивляются новизне. Поведение людей, как правило, консервативно. Новые технологии и новые методы ведения дел обычно требуют около 10 лет, чтобы быть принятыми. Иногда уходит и несколько десятков лет. Тестирование же дает возможность внести изменение, испытать его и сразу определить насколько это лучше того, что существует сейчас.

Метода для определения успешности радикально новой идеи не существует. Вот где требуется большое мужество и лидерство. История нам рассказывает истории многих людей, которые долгие годы продвигали свои идеи. И когда эти идеи, пройдя через многократные отказы, получили признание, общество удивлялось, как оно жило раньше без этого. История также рассказывает и про многих людей, которые так и не добились успеха для своих идей. Для нас свойственно сомневаться в радикально новых идеях.

В первые годы идея отвергается из-за отсутствия технологий, или из-за необходимости множества доработок, или по причине неподготовленности самой аудитории. Или же, возможно, это плохая идея. Трудно сразу определить какая из этих причин доминирует. Эта задача легко решается лишь спустя время, когда все само определяется.

Эти длительные периоды времени между возникновением идеи, началом ее реализации и определения успеха или неудачи на рынке преодолевают не все. Проигрывают те, кто в качестве критериев для выбора перспективного направления, хочет получить доказательства. Даже если будет найдет новый лучший путь решения, автоматическая система тестирования отклонит его. Не потому что идея плохая, а потому что она не сможет ждать десятилетия. Те, кто ориентируются только на результаты тестирования, упустят большой куш.

Конечно, причины, по которым бизнес игнорирует супер новаторские решения, могут быть мудрым выбором. В конце концов, если аудитория не готова принять новый подход, то это изначально будет неудачей на рынке. Хотя это справедливо для краткосрочной перспективы. Но для успеха в будущем лучшим подходом было бы приступить к разработке и коммерциализации новых идей. Это даст возможность получить отклик на рынке, чтобы начать процесс оптимизации и наращивания клиентской базы. Таким образом, компания будет приближать тот день, когда идея станет успешной. Оптимально продолжать заниматься старым, но готовиться к новому. Если компания не будет признавать новые возникающие новаторства, это сделают ее конкуренты. Нередко конкуренты берутся за идеи, за которые компания бралась, но не достигла успеха, и оценила их, как безопасные для себя. Этого не избежать – «дилемма инноватора».

Хорошей иллюстрацией для таких ситуаций являются интерфейсы, построенные на технологии жестов или мультитач, для устройств с управлением через экран или для компьютерных игр. Является ли это выдающимися и новейшими инновациями? Выдающимися, но абсолютно не новыми. Мультитач устройства существовали в лабораториях последний 30 лет до первого успешного массового использования. Метод управления жестами мне довелось увидеть еще более двух десятков лет назад. Если идея будет применена слишком рано для коммерческого использования, то результатом, как правило, будет неудача (и большие финансовые потери).

Это именно то, что для меня открыли дизайнеры «Apple» в отделе промышленного дизайна (см. первую часть). Тогда мне показали портативный компьютер, предназначенный для школьников, в форм-факторе, который я ранее никогда не видел. Компьютер был замечательный. И даже на мой обычно критический взгляд, он идеально подходил для решения задач и аудитории. Увы, продукт попал в политическую борьбу между враждующими отделами «Apple». Хотя в конечном счете он был выпущен на рынок, но внутренний конфликт нанес ему серьезный вред: он был плохо сделан, плохо поддерживался, и плохо продавался.

Сопротивление компании к инновациям обосновано. Это дорогое удовольствие – выпускать новую линейку продукции с неизвестной рентабельностью. Кроме того существующие подразделения компании будут бояться, что новый продукт снизит продажи текущей продукции (так называемая «каннибализация»). Эти страхи часто оправданы. Это классический случай – что хорошо для компании, плохо для существующего подразделения. Для них это влияет на возможность получать бонусы и вознаграждения. Разве такое сопротивление компаний удивительно? Все эти данные ясно показывают, что при единицах успешных инноваций, большинство терпят неудачу с большими затратами. Неудивительно, что компании тормозят инновации, несмотря на их собственные пресс-релизы и годовые отчеты. Быть консервативным значит быть здравомыслящим.

Будущее

Автоматизированное принятие решений на основе данных будет постепенно все больше и больше проникать в пространство, которое сейчас занимают дизайнеры. Новые подходы компьютеро-генерируемого творчества в таких сферах, как генетические алгоритмы, наукоемкие системы, начнут использоваться в творческой составляющей дизайна. Это уже происходит во многих областях, например, в медицинской диагностике или инженерном проектировании.

Будет больше дизайна без дизайнеров, но в первую очередь для улучшения, усиления и оптимизации существующих концепций. Даже там, где будут присутствовать искусственные творческие системы (нейронные сети, генетические алгоритмы, или те, которые еще будут придуманы), проблемы инноваций не исчезнут. Все также придется преодолевать препятствия из инертности людей в принятии нового, их сложных психологических, социальных и политических потребностей. Для этого нам будут нужны креативные дизайнеры и креативные бизнесмены, готовые рисковать для расширения новых горизонтов. Новые концепции будут сопротивляться. Великие инновации будут обходиться ценой нескольких крупных неудач.

Так возможен дизайн без дизайнеров? Те, кто не любит двусмысленности и неопределенности человеческого фактора, будут стремиться заменить его цифрами и данными, которые, как им кажется, дают уверенность. Те, кто хотят достичь наибольшего успеха, который может дать творческий подход, будут следовать за своими суждениями. Первые путем небольших постепенных улучшений обеспечат большой вклад в повышение производительности и снижение затрат наших технологий. Вторые столкнутся с большими неудачами и иногда случайными великими достижениями, которые изменят мир.

Оригинал статьи здесь.