chasovyh-del-master1«Милость общения с людьми, вот конечный и самый ценный смысл работы дизайнера». Эту удивительную фразу я услышала в понедельник на мастер-классе в Британке. Меня она потрясла. Своей искренностью и глубиной. Подумала, что у такого Мастера студенты не только научаться разрабатывать дизайн, но и Жизнь не пройдет мимо них…

Проводил мастер-класс очень известный в России дизайнер, часовых дел мастер Максим Назаров. Заочно я лично знакома с Максимом года полтора, с тех пор как случайно наткнулась на его замечательный блог  maxim_nazarov  , посвященный разным хитростям, интересностям и новостям из мира рождения и жизни часов.

Блог мега интересный, всем рекомендую. Из него можно узнать не только о том, как часы делаются (с точки зрения технологий), но и как рождаются те или иные совсем уж  космические счетчики времени, типа Urwerk, например. Или какой семье итальянцев стоит отдавать заказ на производство футляров для дорогих часов и почему. И хотя порой я не всегда понимаю, что стоит за тем или иным термином, зато очень четко чувствую любовь автора к теме, то, что часы для Максима — отдельный макрокосмос, который он постигает не первый год и каждый раз удивляется своим открытиям и наблюдениям :).

Мастер-класс был первым, вводным занятием Максима на курсе product design, и потому речь на нем шла об основополагающих понятиях: что такое Дизайн, кто такой Дизайнер и в чем смысл его Работы.  Очень жаль, что дизайн-менеджеры 2.0 отсутствовали в аудитории, т.к. на мой взгляд, 95% рассказанного относилось и к ним тоже. Почему? Потому что любой дизайн-процесс — это рождение value как в виде денег для владельцев дизайн-бизнеса, так и в виде сильных положительных эмоций для потребителей. Процесс долгий, сложный, многоуровневый, который обязан видеть свою конечную сверхзадачу из любой точки каждого этапа.

 

Поскольку Максим давно и успешно занимается своим делом, то выводы, к которым он пришел в процессе своего дизайн-бизнеса основаны на реальном опыте и характеризуются стопроцентным совпадением с реальностью.

Например,

1. Со времен возникновения Дизайна как процесса создания чего-то нового, технологические процессы никак не изменились. Обработка дерева или металла по-прежнему остается обработкой. Зато инструменты изменились до неузнаваемости. И то, что раньше делалось искусными руками талантливых людей, теперь делается еще более совершенными руками машин и сверхточных станков, способных заменить собой добрую сотню человек. Отсюда вывод: либо дизайнер постигает все тонкости и возможности этих новых инструментов, дружит с ними и использует для воплощения своих самых невероятных идей, либо он покидает индустрию, т.к. непонятно как реализуемые «гениальные почеркушки на салфетках» не интересны ни инвесторам, ни конечным потребителям тем более. Звучит жестко, но справедливо. Никакой инвестор не обязан вкладывать свои кровно заработанные деньги в проект, который даже автор не знает как реализовать, сколько денег на него потратить, на каком этапе можно будет оптимизировать себестоимость и за счет чего, и что в конечном счете получат покупатель и инвестор.
К сожалению, на сегодняшний день понятие «дизайнер» становится всё более размытым. Все, кто хоть раз дома покрасил футболку в другой цвет или разрисовал забор на даче, называют себя дизайнерами. И могут придумывать весьма фантастичные и оригинальные вещи. Вопрос в том, есть ли жизнь у этих идей…
Все модели часов упомянутой выше марки Urwerk рождаются в головах двух людей, дизайнера и инженера, которые сначала рисуют скетчи, потом продумывают технологию реализации и только потом идут искать инвестора, способного оплатить производство их фантастических идей.

2. Дизайнер должен очень четко осознавать свое место в процессе создания новых продуктов. Кто он: генератор идей и только? Или хороший реализатор идей маркетологов? Инициатор проекта или только его исполнитель? И может ли он, будучи только исполнителем, донести смысл создаваемого до остальных членов команды (конструкторов, прототипистов, технологов)? Чтобы донести свои задумки до других надо изначально иметь точное представление о том, как идея будет работать, в каком контексте будет жить продукт, кто будет им пользоваться. Без понимания всех составляющих процесса достойный продукт не создать. Помимо того, что дизайнер в современном мире должен быть универсальным специалистом, ему не помешает и склонность к философии. Хотя бы для того, чтобы лучше понимать людей и их потребности, и уметь поддерживать на должном уровне самомотивацию. Максим рассказал, что на реализацию идеи своих первых часов он потратил три года. Это колоссальный срок в потоке человеческой жизни. И это время стало самым поучительным для него, т.к. свои собственные шишки всегда отлично учат :). Кстати, Максим обратил внимание слушателей на один выигрышный момент: чем лучше дизайнер знает технологии, тем выше шансы, что они подкинут ему оригинальную идею. Главное, видеть, анализировать и не отрицать с ходу.

3. Самый удивительный вывод: если вы действительно хотите понять почему люди купят ваш дизайнерский продукт (машину, платье, часы, ручку, etc.) — любите людей. Искренне, от всей души. Энергия вашей любви и интереса к человеку вольно или невольно будет передаваться вашим изделиям и через них дальше — к людям. И люди ответят вам тем же :).
Дальше — галерея фото от Максима. Удачи всем!