За последние 10-15 лет в европейском видении дизайна наметился существенный сдвиг в сторону стратегического понимания процессов дизайна и рассмотрении его в качестве основного инструмента новой экономики, ориентированной на потребителя. Это нашло выражение в создании целого ряда направлений:
стратегического дизайна (strategicdesign),  дизайн-менеджмента (design management),концептуального дизайна (conceptual design) и дизайн-мышления (design thinking).

Разные по своей направленности и области применения, они имеют и общие черты:

Фокус на потребителе при решении проблем (user-centred problem solving). Дизайн рассматривается как способ выявления и решения проблем пользователей, а также изучения их поведения и вовлечение в процесс проектирования, основанного на потребностях, предвосхищениях и возможностях пользователей.
Дизайн как мультидисциплинарная и кросс-функциональная инновационная деятельность.Путем объединения в единую команду специалистов из разных областей: менеджмента, инженерных специальностей, маркетинга, а также психологов, социологов, антропологов и искусствоведов.
Дизайн как целостная и стратегически значимая деятельность. Дизайн выступает ключевым элементом стратегического планирования в рамках компании, объединяет все стадии инновационного процесса, начиная с идеи продукта, взаимодействия с потребителем и менеджмента, заканчивая визуализацией для принятия стратегически значимых решений.

В отличие от классической линейной модели развития инноваций, которая может быть представлена следующим образом:

«хороший» дизайн всегда ориентирован на потребителя. Инновационный процесс, управляемый дизайном (design-driven innovation) графически может быть представлен как открытая система, с фокусом на потребителе, но имеющая выход в другие сферы жизни, включающие компании и общество в целом.
Фокусом дизайна являются потребности, ожидания и возможности потребителя. Комплексные экономически обоснованные социальные решения в области дизайна должны гармонично вписываться окружающий нас мир в виде конкретных продуктов, услуг и проектных систем с целью повышения безопасности и увеличения удобства существования человека.Определение дизайнаПонятие «дизайн» до сих пор понимается слишком широко, как и сама область, в которой оно действует. Можно предложить два основных направления: дизайн как деятельность и дизайн как результат (to design&a design соответственно).
Дизайн – это целостный подход к решению проблем и удовлетворению потребностей потребителя
Дизайн – область инноваций, которая в совокупности с исследовательскими и научными разработками (Research&Development) создает коммерчески значимые продукты и услуги, адаптируя инновационные технологии к нуждам потребителей.
Ниже приведены несколько определений из программных документов стран, где проводится планомерная политика в области дизайна:
Дизайн предполагает планирование с учетом эстетических и этических параметров, удобства использования (usability) и маркетинговых условий, реализацию в качестве бизнес-проекта в промышленности, торговле и на рынке услуг, а также в социальном секторе. Предметом дизайна может быть как продукт, услуга, коммуникации, окружающая среда, так и фирменный стиль компаний.
Design 2005!
The Finnish design policy of 2000
Дизайн – это направленный творческий процесс. Главным образом он ассоциируется с дизайном промышленных товаров для массового производства – в основном с их внешним видом. В то время как применение дизайна гораздо шире, начиная с чисто функциональной и эстетической составляющей, внедрение дизайна для улучшения самого процесса производства, проектирования устойчивых с точки зрения экологии товаров, заканчивая применением дизайн-подхода для укрепления и повышения качества самих бизнес-процессов.
UK Department of Industry and Trade (DTI) 2005Дизайн – это единый процесс, это методология (или образ мышления), который объединяет и направляет творческие, технические, научные и экономические сферы деятельности для производства уникальных и лучших продуктов, услуг и коммуникаций.
New Zealand Design Taskforce 2003 Дизайн – это целостное решение вопросов, которое помимо
(ре-)стайлинга распространяется на внедрение инновационных и альтернативных материалов, охватывает ряд вопросов из области эргономики, техники, экологии и этики, а также психологии, культуры и, последнее по счету, но не по значению – управление в области дизайна – дизайн-менеджмент.
ESOMAR in Nauwelaerts 2008
Flemish Ministry of Economy
Процесс внедрения дизайна на различных стадиях развития компаний иллюстрируется представленной ниже «Лестницей дизайна» (Design Ladder).

Лестница дизайна


Дизайн делает продукт экономически обоснованным, удобным для потребителя и эстетически привлекательным. С этой точки зрения он является необходимым инструментом для продвижения и обеспечения конкурентоспособности продуктов инновационных компаний. И если творческий подход, представляет собой генерацию новых идей как способ по-новому взглянуть на существующие проблемы, увидеть новые возможности их решения, например за счет использования технологий или изменений рынка, дизайн делает идеи более приспособленными к практике, а инновации привлекательными для потребителя.Автор: Дина Мельникова, дизайн-аналитик ВНИИТЭ
По материалам Design as a driver of user-centred innovation. Comission Staff Working Document, Commission of the European Communities, Brussels, 7.4.2009