На занятиях по дизайн-исследованиям в Британке нам постоянно приходилось слышать терамин design thinking (дизайн-мышление). Вот и блог ему посвятили, пытаемся совместно понять что же это такое и как оно работает.
Мощного российского опыта на сей счет нет (разве что ТРИЗ подошел практически к границе этого понятия). Зато стал доступен опыт мировых специалистов. Сегодня я предлагаю вам пару роликов от IDEO, в которых представители этой славной компании описывают свой опыт дизайн-мышления для коллег.
В первом ролике Денис Бойл, доцент Университета Стэнфорда, обсуждает подход IDEO к решению проблем, в основе которого лежит объединение людей из различных дисциплин, с целью эффективного поиска и исследования новых идеи.

Во втором ролике Том Халме из лондонского офиса IDEO раскрывает 12 способов дизайн-мышления на начальных стадиях проекта.

12 Ways To Add Design Thinking Into Your Project — Tom Hulme from HackFwd on Vimeo.
Резюме 12 способов применения дизайн-мышления в стартапах и небольшие комментарии:

Keep challenging the questions. Лучший способ начать — выбрать правильные вопросы. Путь поиска ответа на вопросы, которые ставят перед собой конкуренты — тупиковый. Поэтому первый совет от Тома — поставить амбициозные вопросы перед своим бизнесом.
Think hard about who. Подумайте о том, кто будет в вашей команде. Междисциплинарность или даже кросс-культурность команды позволит рассмотреть проблему с разных сторон и точке зрения, чем обеспечит поиск нестандартного решения. Всегда должен быть человек, который сделает один шаг назад!
Embrace partners. Вовлекайте в свой процесс поиска решения экспертов из тех областей, в рамках которых вы работаете над проектом. Нет смысла становиться специалистом там, где потребуются годы опыта. Воспользуйтесь знаниями экспертов и вы сможете ускорить процесс.
Be user-centered. Это больше, чем фокус-группы. Речь идет о наблюдении людей в естественных для них условиях.
Experience the experience. Погружайтесь в те условия, в которых люди используют сервисы, услуги и продукты. Забавен пример в больнице — пациент большую часть времени видит потолок, а не пол и стены.
Cultural context. Пример японской культуры пользования сотовыми телефонами. То, что не будет работать в одной культуре, благодарно воспринимается в другой.
Look at analagous environments. Ищите аналоги в других областях и сферах деятельности — сторонний опыт в другом контексте может многому научить. Например, работа хирурга и ассистентов во время операции и обслуживание болида во время гонок. Можно многому научиться, находя аналоги.
Look to extremes.
E.g. consumers. В использовании любого продукта существуют две крайности. Наблюдение за экстремальными пользователями позволит получить интересные инсайты.
Even business models. Том приводит пример American Idol
Think journey. Описание всего процесса — от создания продукта до его продажи — дает возможность найти сильные и слабые узлы. Улучшение только части всего процесса может не решить проблему.
Prototype. Прототип ускоряет понимание деталей.
even experiences. И неважно, что вы создаете — сервис, продукт или услугу. Прототип позволяет общаться на одном языке.
Think stories not concepts. Старайтесь сделать один шаг назад к инсайту (озарение), который стал причиной поиска решения в продукте или услуге.
If in doubt, be open. Будьте честны со своими клиентами, покупателями. Пример:.
Design everything. Старайтесь визуализировать\прототипировать не только продукт или услугу, но и свою бизнес-модель.
even non-consumer facing stuff. И даже то, с чем сталкиваются не ваши покупатели.
Launch to learn. Сделайте пробный экземпляр, чтобы проверить его на рынке. Протестируйте его, чтобы больше узнать о том, как развивать дальше свой продукт или услугу.
be open to feedback. Не бойтесь нелицеприятных комментариев.
And iterate. Самой большой ошибкой будет, если вы, получив комментарии от пользователей, не сделаете шаг вперед — не будете вносить изменения.
Stay optimistic! В создании нового случаются и взлеты, и падения, но драйвером любого дела является оптимизм команды, сильное желание достичь успеха, несмотря на эмоциональные всплески.
(За резюме особое спасибо Ирине Кутеневой)